МБДОУ "Детский сад №7 "Ромашка"
Культура поведения с раннего детства Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения.
Между тем уже в начале второго года жизни у ребенка возникает стимул «Я сам!». Он хочет самостоятельно выполнять многое из того, что делает за него взрослый. Если такая возможность отсутствует, то к трем годам стимул
В условиях детского сада воспитатели уже в первые месяцы сталкиваются с необходимостью прежде всего привить такому малышу хотя бы самые элементарные навыки посильной самостоятельности, а родителей убедить в том, что это является первостепенным условием не только привыкания малыша к детскому саду, но и его психического развития.
Вот годовалый малыш зачерпывает ложкой содержимое тарелки, но лишь маленькая часть еды доносится им до рта. Посмотрите, как сосредоточен, как увлечен ребенок! Хотя и жалко одежду, и вокруг тарелки появились «лужицы», но для ребенка это первые «уроки» самостоятельности. И, конечно, здесь ему нужна поддержка взрослого, который, во-первых, использует непромокаемый нагрудничек, защищающий рубашку, а во-вторых, не убирая из рук малютки ложку, своей (второй) ложкой докармливает его. И, конечно, хвалит малыша, подчеркивая его самостоятельность.
На третьем году происходит дальнейшее усложнение психической жизни ребенка.
Воспитатель для формирования аккуратности и опрятности, кроме организации режимных моментов в группе и объяснения малышам необходимых действий, может использовать и показы-инсценировки: «Кукла Катя моет руки и садится обедать», «Наденем кукле чистое платье», «Купание куклы Тани» и т.п.
Примерные показатели формирования культурно-гигиенических навыков детей в возрасте от одного года до трех лет
Возраст ребенка — 1 год.
1. Самостоятельно пьет из чашки: берет ее двумя руками, поднимает, подносит к губам; пьет, наклоняя и запрокидывая голову, ставит на стол.
2. Начинает усваивать приемы мытья рук, выполняя по просьбе взрослого последовательную цепь движений (вытягивает ладошки под струю воды, трет ладони одну о другую
3. Подает вещи (носок, платок и пр.) при одевании.
Возраст ребенка — 1 год 6 месяцев.
1. Держит ложку в кулачке, придерживая ее четырьмя пальцами посередине черенка.
2. Самостоятельно ест густую пищу.
3. Хорошо берет со стола чашку, пьет, самостоятельно фиксируя ее наклон, и ставит на стол.
4. Хорошо ест полужидкую пищу, самостоятельно пользуясь ложкой.
5. Пытается самостоятельно есть первые блюда (жидкую пищу).
6. Отрицательно относится к неопрятности в одежде (мокрый нагрудник, грязные штанишки, замоченные рукава и др.).
7. Сообщает о физиологических потребностях.
8. При соответствующем воспитании обходится без памперсов.
9. При умывании проявляет активность и желание быть самостоятельным.
10. «Отражает» освоенные собственные навыки в сюжетно-отобразительных действиях с куклой.
Возраст ребенка — 2 года.
1. Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.
2. При приеме пищи садится за стол. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка — для первого и второго блюд; маленькая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).
3. Может обходиться без нагрудничка.
4. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.
5. В 2–2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).
6. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем «каждый пальчик» (с помощью взрослого).
7. Проявляет некоторую самостоятельность при раздевании и одевании.
8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).
9. Пользуется носовым платком (при напоминании).
10. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
11. Убирает игрушки на место (при напоминании).
12. Контролирует свои физиологические потребности.
13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантики и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.
14. Дает себе положительную оценку: «хороший», «красивый», «большой» и т.п.
Возраст ребенка — 2 года 6 месяцев.
1. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
2. Пользуется носовым платком (при напоминании).
3. Умеет пользоваться расческой.
4. В присутствии взрослого чистит зубы.
5. Замечает неопрятность в одежде, старается исправить внешний вид (попросить взрослого заменить рубашку, носовой платок и пр.).
6. Самостоятельно моет лицо и руки (с небольшой помощью взрослого).
7. Кладет свои вещи на место, убирает игрушки, следит за порядком своего игрушечного хозяйства (с помощью взрослого).
8. Контролирует свои физиологические потребности. Соблюдает навыки опрятности при пользовании туалетом (с помощью взрослого).
9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми.
Возраст ребенка — 3 года.
1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.
2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая левый или правый ботинок. В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.
3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.
4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.
5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц. Если ошибается, замечает перекос в одежде — пробует самостоятельно исправить.
6. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь.
7. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.
8. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения. Убирает на место игрушки по просьбе взрослого. Выполняет поручения из 2–3 действий.
9. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.
10. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфетками. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит, говорит «спасибо».
11. Умеет обходиться без памперсов. Полностью контролирует физиологические потребности.
12. Владеет правилами культуры поведения в обществе, проявляет доброжелательность к взрослым и детям. 15 октября 2018 в 19:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.